Даниель Тутен

Даниель Тутен

Даниель Тутен начал заниматься айкидо в 1968 году. «Я не отличался крепким телосложением и мне, как и любому подростку, хотелось стать сильным, уверенным в себе. Кроме того, айкидо привлекало меня своей моральной философией. Я начал заниматься айкидо в небольшом клубе в 6-м округе Парижа, где я жил. Моим инструктором был Жерар Поше, который, видя мою страсть к воинским искусствам, направил меня к своему учителю - Сенсею Масамичи Норро, где я и начал заниматься айкидо по-настоящему в июне 1968 года».

Сенсей Масамичи Норро в то время был представителем организации Айкикай во Франции. На протяжении десяти лет (с перерывом на службу в армии) Даниель Тутен занимался айкидо и помогал Сенсею Масамичи Норро решать самые разные вопросы по развитию доджо, в частности, он помогал в организации и проведении семинаров и курсов айкидо. Сенсей Норо Масамичи приглашал на свои курсы знаменитых мастеров: Сенсея Тада и Сенсея Асаи. Эти взаимоотношения с учителем были очень важны для Даниеля Тутена, он прибрел опыт и навык в этом искусстве. Норо Масамичи был неординарной и творческой личностью в айкидо. В конце жизни Сенсей Норо Масамичи поменял направление и перешел от Будо (путь война) к эстетической форме, которую он назвал Киномичи («Путь Ки»).

Еще одним важным этапом в познании айкидо было обучение Даниеля Тутена на протяжении нескольких лет под руководством Сенсея Нобуеси Тамура. Позже Сенсей Даниель Тутен вспоминал: «Мастер очаровал меня своей теплотой и человечностью, его техника была превосходной. Я высоко ценю все то, чему он меня научил».

После 20 лет изучения айкидо Даниель Тутен находит в книгах и фильмах Сенсея Морихиро Сайто ответы на интересующие его вопросы. Он принимает решение ехать в Японию, учиться у великого мастера, являющегося прямым учеником основателя айкидо Морихея Уесибы.

Даниель Тутен был впечатлен теми глубокими познаниями, которыми обладал Сенсей Морихиро Сайто. Его увлекала логичность обоснования движений и практичность техники, которую демонстрировал и которой обучал Сенсей. Через некоторое время Даниель Тутен становится одним из самых близких учеников Сенсея Морихиро Сайто, на протяжении десяти лет он был его учи дэши. 

В настоящее время Сенсей Даниель Тутен - один из ведущих мастеров и учителей айкидо в Европе, который передает своим ученикам знания и техники создателя Айкидо ОСенсея Морихея Уесибы.

Из интервью Сенсея Даниеля Тутена журналу Arts et Combats.

Вопрос: Какие воспоминания остались у Вас о Вашем первом пребывании в Ивама?

Даниель Тутен: Впервые я приехал в Ивама в апреле, когда церемонией тайсай отмечают годовщину смерти ОСенсея. То, что я оказался в этом легендарном месте, знакомом мне по старым фильмам и фотографиям, произвело на меня огромное впечатление. Я испытал особое волнение, когда я вошел в додзе Основателя - то самое место, где он решил назвать свое искусство айкидо. Все было как во сне. У этого доджо, похоже, действительно есть душа, здесь ощущаются очень сильные, необъяснимые вибрации. У всех, кто приходит сюда, возникают эти ощущения. Именно здесь Сенсей провел последние 30 лет своей жизни. В одной из соседних комнат лежат его книги; такой же, как и при жизни ОСенсея, сохранилась комнатка, где он спал, -абсолютно все напоминает о его присутствии. Это место стало для меня родным и очень важным. Я всегда ощущаю радость, когда приезжаю сюда, и стеснение в груди, когда покидаю Ивама. Кроме того, именно здесь у меня появилось много замечательных друзей. Я всегда помню, что Сенсей Сайто сказал мне однажды: «Это не мое доджо, это доджо Основатели айкидо. Поэтому я должен учить именно тому, чему обучал Основатель». Какой урок!

Вопрос: Вы регулярно возвращаетесь в Ивама. Как проходил обычный рабочий день с Сайто Сенсеем?

Даниель Тутен: С тех пор, как я начал работать под руководством Сайто Сенсея, я регулярно приезжал в Ивама два раза в год как учи деши. В целом, распорядок дня зависит от времени года. Например, если погода хорошая, то день начинался в 5:30, чтобы успеть еще какую-тоработу, скажем, убрать доджо и территорию перед Айки Джинджа и в окружающем его небольшом палисаднике. Айки Джинджа - это созданное ОСенсеем место поклонения, посвященное айкидо. Первое занятие начинается в 6:30, но приходить и готовиться надо заранее. Утреннее занятие посвящено работе с оружием и всегда проводится на улице, точно так же, как во времена ОСенсея. Иногда Сайто Сенсей обучает тайджуцу и техникам против кена, джо или танто в доджо. После того, как занятие закончено и Сайто Сенсей уходит из доджо, есть время для самостоятельной отработки техники. Сайто Сенсей дает очень много информации, и это дополнительное время необходимо для того, чтобы попытаться осознать ее и воплотить в технике. Затем наступает время завтрака и приятного общения. Атмосфера в  Ивама способствует установлению очень тесных отношений.

В течение дня можно отрабатывать тайджутсу в доджо или работать с оружием на улице. Есть также время, когда можно выполнять танрен учи - удары кеном по сложенным определенным образом шинам (упражнение, позволяющее развить сильный захват и ощутить сущность работы с кеном). Еще одно упражнение, танрен цуки, заключается в нанесение с помощью джо ударов по стволу засохшего дерева. Все бытовые задачи, такие как уборка помещений и территории, работа на кухне, выполняются сообща.

Иногда Сайто Сенсей импровизирует дополнительный курс, который для нас является большим подарком, поскольку это особенные занятия. Поэтому каждый в любой момент должен быть готов к такого рода занятиям - это тоже элемент изучения Будо. Вопреки распространенному мнению, лишь в некоторых традиционных доджо в Японии осталась практика учи деши. Доджо в Ивама -одно из немногих, где эта практика сохранилась. ОСенсей Уэсиба был очень строгим учителем, такой же строгостью отличается и Сайто Сенсей, благодаря чему мы имеем возможность получить бесценные знания. Я стараюсь сохранить этот дух и в своем доджо в Ренне.

Однако вернемся к рассказу об обычном дне в Ивама. День всегда заканчивается вечерним (в 19:00) занятием по тайджуцу. Обычно мы приходим в доджо за полчаса - час до начала. После этого занятия, так же как и после утреннего, есть время для самостоятельной работы. Кроме того, мы выполняем уборку доджо до и после каждого занятия. Затем ужин и где-то в 22:00 наступает время заслуженного отдыха.

Сайто Сенсей всегда завтракает и обедает вместе с нами. Мы с нетерпением ждем этих моментов, потому что это была возможность задать ему вопросы и лучше понять сущность айкидо.

В течение года в доджо проводились интенсивные курсы и тогда занятий в течение дня было больше. Я всегда радовался такой возможности заниматься по четыре-пять часов в день. Обучение было очень интенсивным, и, кроме того, можно было повысить свой уровень, работая в паре с более опытными семпаями, с теми, кто постоянно живет и занимается айкидо в Ивама, а также с инструкторами, приезжающими на стажировку в Ивама со всего мира.

Вопрос: Не кажется ли Вам, что Сайто Сенсей начал практиковать новую форму?

Даниель Тутен: Сайто Сенсей не только никогда не говорил этого, но и всегда утверждал обратное. АЙкидо, которому он обучает, - это не форма и не стиль, свойственный ему одному. Его задача заключается в том, чтобы достоверно воспроизвести искусство основателя Айкидо. В Ивама доджо на стене в конце зала висят фотографии. На них изображен ОСенсей, выполняющий техники икке, ирими наге, шихо наге, коте гаеси… Рядом с каждой из них представлена фотография, на которой Сайто Сенсей демонстрирует ту же технику. Ничего не изменилось: те же основные моменты, то же положение, тот же подход! Вот почему Сайто Сенсей, представляя Айкидо, которым занимаются в Ивама, говорит об Ивама Рю, а не о Сайто Рю. Он стремится сохранить аутентичное Айкидо Основателя, а не создавать свой новый стиль. Мастер Уэсиба обучал Сайто Сенсея так, как это традиционно было принято раньше, это было обучение в формате лично учитель - ученик, особенно при работе с оружием. Он часто объяснял, что для того, чтобы успешно обучить группу, состоящую из нескольких учеников, он был вынужден изменить структуру обучения и зашифровать свою учение. Фактически Мастер Сайто сделал обучение Айкидо очень доступным и только в этом состоит его вклад.

Вопрос: Не кажется ли Вам, что работа с оружие является наиболее существенной в Айкидо?

Даниель Тутен: Мне часто приходится слышать и читать в журналах о том, что в конечном итоге учиться работать с оружием не столь уж важно. Меня все еще удивляет, что так утверждают те, кто серьезно занимается айкидо, поскольку во всех фильмах ОСенсей появляется с кеном или джо. На самом деле не надо противопоставлять Айкидо и работу с оружием. Кен и джо - Айкидо в такой же степени, как и тайджуцу. Все эти элементы составляет единое Айкидо, и Мастер Сайто всегда говорил: "Если Вы занимаетесь тайджуцу, то Вам необходимо думать о буки-ваза и наоборот". Однажды он сказал мне: "отрабатывай субури каждый день и ты увидишь прогресс в тайджуцу". Лучше не скажешь! Я следую этому совету и с каждым днем понимаю его все лучше и лучше. Думать о "мече",  выполняя техники без оружия - это не просто представлять, что у Вас вместо рук меч. Это особое ощущение и особое положение каждой части тела. Откуда мы может знать это, если мы не будем заниматься с кеном! Однако следует сказать, что обучение работе с мечом в другой школе само по себе хорошо, но это не будет иметь никакого отношения к изучению движений с кеном в Айкидо. То же самое и с джо. В Айкидо изучение работы с оружием - это способ научиться находить правильное положение по отношению к партнеру. Все техники с оружием могут в момент действия трансформироваться в техники нейтрализации или бросковые техники, то есть в тайджуцу. Работа с оружием также учит правильному подходу при работе с несколькими противниками, что особенно характерно для Айкидо. И - что самое важное - занятия с оружием учат, как правильно использовать и развивать кокю. Без кокю Айкидо - не что иное, как бесполезные жесты. С исторической точки зрения, не стоит ли вспомнить, что ОСенсей во всей полное развил свои идеи изучения работы с оружием в Ивама? Мало кто имел возможность изучать работу с оружием с ним в то время. Только Мастер Сайто был рядом с ним до конца его исследовательского пути. Наверное, именно поэтому этот вопрос о работе с оружием продолжают постоянно задавать.

Вопрос:  Считаете ли Вы, что Айкидо, которым занимаются в наши дни, находится в состоянии эволюции?

Даниель Тутен: Безусловно, Айкидо переживает время перемен. Это явление не новое, но я боюсь, что из-за недостаточного обращения к истокам эта тенденция в ближайшие годы усилится. Появляются новые интерпретации Айкидо, более или менее хорошие, и - боюсь - все более и более странные. И это несмотря на то, что Основатель Айкидо оставил нам свое искусство в техниках, которые он совершенствовал всю свою жизнь. Именно поэтому мы должны сохранить эту технику без изменений. Если мы утратим форму, мы потеряем глубину. Часто говорят, что Айкидо вне всякой формы, и это, несомненно, правильно. Но лишь те, кто досконально овладел истинной формой, могут подтвердить это утверждение. Если форма не столь важна, то, мне кажется, Мастер Уэсиба с удовольствием просто выступал бы на конференциях! Кто сегодня может сказать, что достиг такого уровня, что вправе изменять созданное Основателем? Если бы это было так, то имело бы смысл дать этой новой практике другое название. Некоторых интересует обсуждение вопроса о необходимости адаптировать Айкидо к условиям современного мира. Задолго до того, как я встретил Сайто Сенсея, я и сам испытывал искушение идти в этом направлении. Сейчас я думаю совершенно иначе. Я убежден, что Айкидо Сенсея Уэсибы есть и будет чрезвычайно современным, потому что оно содержит самую сущность фундаментальных принципов, которые будут оставаться неизменными на протяжении столетий. И эти принципы воплощены в технике, которую он разработал. Сайто Сенсей часто напоминал нам, что никто еще не достиг уровня ОСенсея! Вместо того чтобы ставить проблему с ног на голову и пытаться "развивать" Айкидо, я предпочитаю стремиться к собственному развитию. Разве не в этом цель Айкидо? Именно потому я выбрал путь к Источнику через посредство Мастера Сайто.

Вопрос: Как ученик Мастера Сайто, какое послание Вы хотели бы передать тем, кто занимается с Вами во Франции?

Даниель Тутен: Прежде всего, я стараюсь скрупулезно передавать то, чему меня учил Мастер Сайто, и строго придерживаться этого способа обучения. Послание содержится в практике. Для меня Айкидо - это зеркало. Не то зеркало, глядя в которое мы восхищаемся собой, а зеркало, заставляющее нас задавать вопросы и побуждающее нас постоянно работать над собой. Только интенсивная практика с четкими ориентирами может открыть нам наше истинное отражение в таком зеркале.